-Цитатник

Время... - (2)

Время — самое страшное, что есть на свете… Мы так привыкли к нему… Нас пугает война, голод, моровая ...

Ветхая коричневая тряпочка - (11)

Сегодня утром подруга мне рассказала о том, что у её четырехлетней дочери - горе. С рождения у де...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Elena_Cortes

 -Видео

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.02.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 15325

Культура чаевых

Четверг, 05 Ноября 2009 г. 12:04 + в цитатник

 (200x267, 10Kb)

Для западного человека привычка давать чаевые обслуживающему персоналу в гостинице, кафе, на заправке или в салоне красоты - дело обычное. Но не во всех странах. В США, например, оставить официанта или портье без чаевых - все равно что дать ему пощечину. А вот в Японии чаевые запрещены. Японцы воспринимают их как оскорбление: мол, неужели вы считаете, что без чаевых мы будем хуже выполнять свою работу? Во многих ресторанах юга Франции официанты не получают зарплату - их доход - чаевые, поэтому они стремятся сделать все, чтобы клиент остался доволен. В Австрии, если официант 3-жды проигнорировал просьбу клиента принести счет, клиент имеет право вообще уйти не расплатившись.

У нас привычка давать на чай не так развита, но все же большинство прилично зарабатывающих людей уже не скупятся оставить официанту или таксисту немного денег сверх выставленного счета. Однако многих терзает вопрос: давать или не давать на чай? и если давать, то сколько? С одной стороны, не хочется выглядеть в глазах обслуги скупердяем. С другой думаешь - а не многовато ли будет?

 Давайте попробуем разобраться в этой "чайной" культуре.

Для чего оставлять чаевые?

Для многих из нас возможность дать чаевые - это часть самоутверждения. Человеку нравится показывать другим, что он в состоянии не только оплатить выставленный счет, но может позволить себе и бОльшие траты. Чаевые - способ выразить свое одобрение обслуживающему персоналу. А их отсутствие - повод для официанта или таксиста задуматься что он сделал не так.

Чаевые на заправке. Обычно они составляют десятку сверх счета. Если шустрый заправшик успел еще и протереть стекло ( не путать с размазыванием грязи ради показухи) - добавьте еще пару десяток. А вот мелочь оставлять не стоит - это унизительно и для вас, и для человека, который вас обслуживал. Но! даже если сегодня у вас прекрасное настроение, набитый кошелек и желание одарить весь мир - царапины на автомобиле, размазанная грязь и недолитый бак - повод обратиться к администрации. Пусть это будет уроком для нерадивого сотрудника.

Чаевые курьеру стоит заплатить лишь в том случае, если он прибыл вовремя, доставил груз в целости и сохранности (а заказанную пиццу горячей) и был с вами вежлив в общении. Просто округлите сумму в его пользу, но вознаграждение не должно быть меньше 10 рублей, иначе он воспримет ваши медяки как неуважение. Если мелких купюр не нашлось, лучше сделать искренний комплимент, взять визитку и пообещать, что в следующий раз обратитесь за услугами именно к нему.

Чаевые в салонах красоты и парикмахерских оставлять необязательно. Но если это постоянный парикмахер, косметолог или визажист, знающий в совершенстве ваши предпочтения, то бонус в размере 10-15% от суммы счета вполне уместен. И не забывайте, чаевые лучше оставлять на столике мастера, а не у администратора. Если же отношения почти переросли в дружеские, можно заменить чаевые скромным подарком или коробочкой конфет. Не стоит оставлять в дорогом салоне чаевые в 10-20рублей - обидите мастера, да и сами будете чувствовать себя неуютно. Уж если вам так не хочется расставаться с кровными, оставьте благодарственную запись в книге отзывов.

Чаевые таксистам давать не принято. Но если маршрут был кратчайшим, а обслуживание очень вежливым, можно округлить счет. А вот отсутствие сдачи у таксиста - не ваша проблема. По Закону "О защите прав потребителей", таксист обязан иметь сдачу. Напомните ему об этом. Если не сработало - просто разменяйте деньги в ближайшем киоске и заплатите положенную сумму.  Бывает, что при вызове оператор называет вам одну сумму, а водитель озвучивает совсем другую, естественно в свою пользу. Не спешите доставать кошелек. Позвоните оператору и попросите уточнить сумму оплаты. Скорее всего после вашего звонка водитель пошутит, что в школе у него по математике всегда была тройка...

Чаевые в кафе и ресторанах обычно составляют от 5 до 15% от суммы заказа (в зависимости от статуса заведения). Но не всегда персонал заслуживает дополнительного материального поощрения. Как же быть? Запомните - ни сверлящий взгляд официанта, ни ваша природная щедрость не должны влиять на решение оставить чаевые.

Проанализируйте как вас обслужили:

- официантка(официант) была предцупредительна и вежлива. Она подробно рассказывала об интересующих блюдах, порекомендовала чудные напитки, отставленная посуда в мгновение ока покидала ваш столик а счет принесли в кратчайший срок по первой вашей просьбе. В этом случае чаевые вполне оправданы. Можете оставить примерно 10-15% от суммы счета, особено если вы постоянный посетитель - в следующий раз с вас еще больше будут сдувать пылинки.

- вам не грубили, но и особой любезностью персонал не отличался. Ответы официанта были краткими и по всему его виду было заметно, что он устал и не расположен к общению. Однако заказ принесен не позже чем через 20 минут, а напитки принесли уже через 5. Впрочем, сделать праздник из вашего ужина никто особо не пытался. В этом случае вы не обязаны оставлять чаевые, хотя можете округлить счет. Но стоит ли делать это, если весь ужин вас не покидало ощущение, что вместо официанта возле вашего столика появляется сфинкс?

- раздраженный взгляд, в котором ясно читается "как вы достали!", покрывшийся инеем кофе, явный недолив напитков или изобилие льда в них, груда неубранных тарелок на вашем столике и счет, который приходится ждать, словно его везли с Багамских островов на черепахах - повод не оставлять чаевые даже в самом дорогом ресторане. Более того - в таком случае лучше оставить жалобу в книге отзывов. Если вам никак не приносят сдачу, попросите ее сами и заберите всю до копейки. Некоторые официанты считают, что если сдача составляет 10-15 рублей, то совершенно очевидно - вы все равно оставите ее ему на чай. Поэтому не стоит и бегать туда-сюда. Это грубое нарушение правил. Официант должен принести сдачу, даже если она составляет 2 рубля. И только после этого вы можете оставить (или не оставить) чаевые.

 Помните, давать на чай обслуживающему персоналу не просто правило хорошего тона. Как и любое вознаграждение, оно должно быть заслуженным.

Рубрики:  Уроки этикета
Метки:  



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку